Собственно, так живет не только Израиль. Так живет едва ли не весь цивилизованный мир. Утром на работу, вечером с работы. И так пять дней. Потом Thanks God, Friday, Шабат и всё опять повторяется сначала. Различия в деталях малосущественны. Суть одна: жизнь – это работа и только работа, остальное по остаточному принципу.
Хорошо это или плохо? Для этого надо определиться с "хорошо" и "плохо" принципиально. Что это такое? Давайте определим "хорошо" как то, что делает человека лучше в том смысле, что его сознание расширяется, он видит больше мира и поэтому больше любит мир, то есть становится мудрее и, как следствие, добрее. А плохо – это то, что сознание сужает: делает человека примитивней и, как следствие, злее.
Чем хороша и чем плоха жизнь белки в колесе, которой живет современный мир? Хороша она тогда и в том, когда профессиональная деятельность способствует развитию человека. Как это бывает, например, с молодыми учеными. Конечно, так бывает не только с учеными: любое дело, когда человек в нем совершенствуется, когда он занят этим делом творчески, делает человека мудрее: его сознание расширяется, и он начинает видеть и понимать то, чего не видел раньше. Но, естественно, бывает и иначе. Когда работодателю не нужно творчество, а нужно выполнение неких рутинных операций. В этом случае работник становится частью машины производственного процесса и, как таковой, оказывается перед необходимостью парализовать свое жизненное, творческое начало, то есть как бы умертвить самого себя. Простейший и самый известный пример такого рода – рабочий на конвейере.
Но плохо не только такая "конвейерщина". Даже, когда ее нет и молодой ученый имеет возможность расти на работе, его рост односторонен. Развивая одни стороны своей индивидуальности, он оставляет другие части личностного потенциала нереализованными. Нередко такие деформации оборачиваются серьзными психологическими проблемами.
Насколько такое положение нормально? Нормально. В смысле – общепринято. В смысле того, что так есть. Но не очень нормально в смысле того, как должно быть и как может быть уже при сегодняшнем уровне развития экономики и развития нашего самопонимания. Потому что такой образ жизни только частично позволяет удовлетворить одну из наших главных жизненных потребностей – потребность в самоактуализации, в саморазвитии.
Какие возможны альтернативы? Собственно говоря, мы не знаем, какие, потому что альтернативы эти еще не придуманы и, следовательно, не реализованы. Но они оттого и не придуманы, что не были поставлены. Коммунисты задумывались о чем-то таком, но и коммунисты никогда не ставили во главу угла задачу развития работника.
Могу ли я дать сейчас рецепт, как решать эту задачу. Нет, полный рецепт я дать не могу. Но я могу дать часть рецепта – то, с чего решение должно начинаться, первый шаг. Так вот, первый шаг здесь должен состоять в постановке задачи. Математики знают: не поставишь – не решишь. Необходимо придумать такую реорганизацию общественной жизни, и экономической жизни в том числе, которая обеспечивала бы для всех участников общественной жизни (и экономической жизни, в том числе) максимально благоприятные условия для внутреннего (личностного, или духовного, если хотите) развития.
Сегодня это императив нашего времени. Главный вызов для человечества. Превратить человека работающего в человека СОЗНАТЕЛЬНО развивающегося.
Кто сможет ответить на этот вызов? Какая страна? Может быть, Израиль?