В общем, это началось не сегодня: люди изучают Талмуд, уверенные, что изучают еврейскую духовность, в надежде получить ключи к сокровеннному, эзотерическому знанию Торы – к каббале.
И, вообще говоря, эти надежды не вполне беспочвенны. Или точнее – не для всех беспочвенны. Они очень даже осмысленны для подростков лет 12-16, учащихся думать и осваивающих приемы логического мышления. На этой стадии интеллектуального (оно же духовное) развития полезны разные учителя. Кому-то Аристотель, кому-то – Евклид, кому-то – Конфуций, кому-то – Талмуд. Это как с курсом школьной математики – его необходимо пройти, чтобы двигаться дальше: без знания арифметики функциональным анализом не займешься.
Это – хорошая новость. Плохая состоит в том, что Талмуд соотносится с каббалой, как альпийский луг с покрытой льдом сияющей вершиной. Это совершенно разные уровни духовного развития. Поэтому-то Талмуд и начинали изучать в 13 лет, а каббалу – не раньше 40.
В чем дело? Прежде всего – во внутренем опыте. Реальное изучение каббалы предполагает богатый, чтобы не сказать богатейший, внутренний опыт. Можно сказать – мистический, хотя никакой "мистики" здесь нет. Просто нужно знать хохму в себе и бину в себе. Это достигается многолетней постоянной и систематической работой самоосознания и самоизучения.
Без этого опыта никакое знание невозможно. Только – жонглирование словами. Словами "правильными", но без внутреннего опыта пустыми, бессмысленными.
Насколько продвинулись в изучении каббалы называющие себя каббалистами? Обычно – не очень. Потому что продвинувшийся хоть сколько-нибудь видит ничтожность пройденного им пути в сравнении с тем, который еще только предстоит пройти. Это видение своего реального положения сразу же исключает любое самолюбование и самопрославление.
Каббала – это ведь не само знание, а путь к Знанию, процесс Познания, углубления знания. Можно ли на этом пути присвоить себе ум чужой? Можно. Но только на очень ранних стадиях. Очень быстро путь становится индивидуальным, как индивидуален личный опыт, и слова, описывающие чужой опыт, становятся "абстрактными".
Но это – общие рассуждения. Практика же состоит в том, что узость кругозора, отсутствие доброты и эгоцентризм огромного большинства израильских духовных искателей исключает подъем над самыми начальными стратами Духовной Горы. Народ столпился у подножья Синая и танцует вокруг своих тельцов – каждый вокруг своего. Всё – как тогда. Потому что наше "тогда" еще вовсе не кончилось. И то, что кто-то зовет своего тельца "еврейской духовностью", не означает превращения тельца в духовность.
В духовном отношении практически все мы находимся на детском уровне. И в этом смысле изучение учебника для духовных подростков – Талмуда – вовсе не так бессмысленно, как может показаться. Особенно, если мы понимаем, как далека духовность Талмуда от сокровенного знания Торы, от каббалы.