top of page

"Мне стыдно быть израильтянином"


Пост с таким названием попался на моей фейсбучной ленте. Автор – однофамилец (а может – и родственник, чем черт не шутит) знаменитого учителя литературы в нашей, Второй школе. Сейчас один из моих "френдов".

А внимание мое пост привлек вот почему.

Автора никак в "левизне" не упрекнешь. Крайне правый, чтобы не говорить неприятных слов. Не без литературных способностей. Неглупый. Пока, естественно, речь не заходит об израильских реалиях. И, естественно, популярный на русской улице. В общем, нормальный парень из бывших советских с 25-30-летним израильским стажем. Но моя статья не о нем.

Не знаю, по каким причинам текст поста не брал быка за рога сразу, и я так и не узнал, почему именно автору стыдно быть израильтянином. Читать дальше заглавия я не стал, потому что с творчеством автора и так был знаком близко. Могу догадываться, что стыд вызван тем, что правительство миндальничает с арабами, а не перебьет всех сразу. Ну, или что-то в этом духе. Чтобы узнать, что из какой бочки вытечет, не надо выпивать всю бочку. Но только моя статья и не о взглядах автора.

Поразили меня комментарии. Практически без исключений, читатели, точно такие же крайне правые, на автора набросились. Как он смеет?! Как ему не стыдно, что ему стыдно!?! Ну, и так далее, вплоть до "Чемодан! Вокзал! Москва!". Ясно было, что, как и я, авторский текст они не читали и уточняющие вопросы задавать не собирались.

И вот это-то атака меня как психолога не могла не заинтересовать. В чем дело? Откуда такая ярость? Причем – безо всякой причины. Скорее – наоборот. Как будто стая волков начинает рвать своего же брата волка за то, что он надел не то, что овечью шкуру, а полумаску овцы, повязку на лапу повязал, какую носят овцы.

Что вызвало эту ярость? Если не содержание? Искать ответ пришлось недолго.

Ярость вызвало одно только слово. Слово "стыдно". Это оно подействовало на аудиторию, как красная тряпка по легенде действует на быка.

Почему? Не буду долго ходить вокруг.

Любой психолог знает, как работают ассоциации с событием-причиной психологической травмы. Работают ассоциации как сама эта причина, как тригер: ассоциация запускает память о трамировавшем событии и заставляет пережить его повторно, вызывая те же самые болезненные эмоции – страх, боль, а иногда и стыд. Именно поэтому, вытесняя из сознания неприятное событие, психика вытесняет и всё, что с ним связано и может о нем напомнить. Или даже может напомнить о том, что может напомнить.

Так в психике образуются "темные зоны", непроницаемые для сознания. Когда их много, начинается психическое заболевание. А иногда - и соматическое. Вплоть до самых неприятных, о пооисхождении которых обычный врач и не догадывается. Лечение – в том, чтобы темные зоны осветлять, осознавать.

Какое отношение всё это имеет к моему случаю? Самое прямое. Переживание стыда у огромной части наших дважды соотечественников вытеснено в подсознание. Чувство стыда – тяжелое, травматичное. И самое простое, что с ним можно сделать, – запретить себе об "этом" думать. Стыдно быть не должно. Это неправильно. Мучиться стыдом стыдно. Вокруг этого вырастает "нам не за что стыдиться", "стыдящиеся – плохие люди". А кто такой плохой человек в устах еврея? Правильно – "антисемит".

Вообще говоря, пожилые русские израильтяне в этом отношении не уникальны. Точно так же реагирует русская "вата" на упоминания о Крыме, Чечне или Грузии. Вспоминать стыдно, стыдиться больно, вот и растут вопли "Русофоб!!!" (это как "антисемит" у евреев) при малейшем упоминании, что воровать нехорошо. Точно так же (я ведь пишу это исключительно для Израияля, украинцы не увидят – можно сказать) реагируют и украинские националисты на упоминания о Бабьем Яре или Львовском погроме. Точно так же реагируют и поляки, и литовцы (кто попроще) на рассказы об их участии в Холокосте. Механизм один и тот же. И даже часть выращенных в ГДР немцев схожим образом реагирует на упоминания о Гитлере. А вот немцы, выращенные на Рейне, реагируют по-другому. Работа осознания была проведена.

Не верите? А вы проверьте. Почитайте комментарии под этой статьей. У нее же хоть и в кавычках, но название такое же – "Мне стыдно быть изральтянином".

К чему я это всё? Да не "к чему". Просто – для сведения.

Последние записи:
Поиск по тагам:
No tags yet.
bottom of page