Чтоб не размазывать. Тора – многосмысленна и пока не прочитана и на 1%. И не скоро еще мы докопаемся до смыслов Торы, кроме самых поверхностных. И вполне можно понять тех, кто кладет жизнь на то, чтобы докопаться. Пусть их способы докопываться и никуда не годятся: можно перечитать Тору сто раз и прослушать сто раз по сто комментариев, но так ничего и не понять – уверовать в сочиненную другими или самим собой сказку, ничего общего не имеющую с Реальностью. Но само желание докопаться до глубинных смыслов Торы понятно, естественно.
С Талмудом же история совсем другая. Совсем.
Всю свою историю евреи и не только евреи, а все, кто читали Тору, писали на прочитанное комментарии: что они сумели понять. Собственно, весь Танах – это и есть такие комментарии.
Кому-то удавалось копнуть глубже. Кому-то – не так глубоко. Из очень глубоких комментаторов можно назвать Псалмопевца, пророков... Позднее – того, кто вошел в историю под именем Иисус Христос. Еще позднее – Мухаммеда.
Среди комментаторов были и авторы Талмуда. Талмуд – это ведь и есть такой комментарий. Написанный людьми начала нашей эры, Талмуд представляет собой интересный исторический памятник, позволяющий видеть образ мысли и способ мышления людей этих далеких, археологических для нас времен – их логику, их способ интерпретации текстов, волновавшие их вопросы и так далее. Всё это очень интересно для историка культуры и культурно-исторического психолога. Не менее интересно, чем изучение Аристотеля или христианских богословов.
Но само это изучение возможно только извне – с позиций человека нашего времени, вооруженного совсем иными мыслительными инструментами, человека иной ментальности и иной эрудиции – с иным объемом знаний.
Занимается ли кто-то таким анализом? Не знаю. Для неевреев сама тема далека. Для евреев же критическое изучение Талмуда затруднено по двум причинам. Первая, внутренняя – окружающая Талмуд аура священной книги затрудняет отстраненное, исследовательское к нему отношение. Вторая, внешняя – еврейская община, и даже секулярная, не говоря о религиозной, очень неодобрительно отнесется к такому "святотатству".
Поэтому, в основном, и сегодня, как и последние полторы тысячи лет, Талмуд не изучают, а учат. Стараясь перенести в 21 век мысль полуторатысячелетней давности. Это как учить астрономию по Птоломею, логику – по Аристотелю, а изучение математики ограничивать эвклидовой геометрией. С теми же самыми последствиями – игнорированием знаний последующих эпох. Для кого-то это оборачивается остановкой в духовном развитии, для кого-то – духовным регрессом.
Само по себе это было бы не так страшно. Для духовного развития нормальны и периоды остановок и даже периоды движения вспять. Но плохо, когда и те, и другие периоды растягиваются, длятся долго. А это именно наш случай. Такова наша ментальная "жестокошейная" конституция: взяв себе что-то в голову, сотворив себе некого ментального кумира, идею-кумир, мы крайне неохотно с ним расстаемся.
В результате и имеем то, что имеем: людей 21-го века в масках века 6-го. И маски эти так тесно прилегают к лицам, что сами становятся лицами. Вот и получается раскордаж: на работе он профессионал: ультрасовременный айтишник или нейрохирург, а мировоззрение, философия у него – как у самых далеких предков. К слову сказать, для "нейро-" людей (-патологов, -онкологов, -хирургов, –психологов...) такое мировоззрение и профессиональной деятельности не помогает.