Самое яркое впечатление от Иерусалима-2016 – посещение Храмовой Горы.
Не понимаю, почему так случилось – у меня было много важных, личных, практических дел – но меня всё время тянуло туда. Ну, просто – как магнитом. Нет, конечно, одна причина была объяснимой: как историк культуры я давно хотел увидеть Купол Скалы. Не на фотографиях, а живьем. Вблизи. Но было и что-то еще. И когда я увидел Купол с Масличной горы, желание побывать на Храмовой Горе только усилилось.
И вот мы поднялись. И не пожалели. И еще как "не пожалели"! (Я об этом еще буду рассказывать). Место оказалось с высочашей энергетикой. Весь Старый Иерусалим напитан тонкими энергиями до густоты, встречающейся в мире лишь в очень немногих местах. Но Храмовая Гора, конечно, эпицентр "иерусалимской энергетики". Здесь просто кожей чувствуешь эту пульсирующую энергию. Впрочем, я не первый, конечно, кто это ощутил. И вполне понятно, почему здесь был построен Первый Храм и почему так рвались сюда наши предки из Вавилона строить Второй. И вся последующая история тоже вполне понятна.
В общем, полный восторг! И только одно омрачало мне этот восторг от бытия в таком месте.
Арабы.
Нет, мне совсем не мешало, что это их место. Мне не мешало даже, что своим мироощущением они до высокой энергетики Храмовой Горы не дотягивали. И еще как не дотягивали! Не было им до религии вообще никакого дела. Одни торговали тряпками для неосмотрительных туристок, пришедших (в конце июля) с не полностью закрытыми ногами, руками и шеей. Отличный бизнес на религии... Другие просто кайфовали в тенёчке. Третьи фотографировались. Четвертые охраняли святыни.
Вот с этими четвертыми и было связано то, что чуть-чуть отравило мне эти сорок минут на Храмовой Горе. Естественно, я захотел зайти внутрь. В Аль-Аксу – не так сильно. Но в Купол – обязательно. И я попытался объяснить охранникам, что я - историк, что изучаю культуру раннего Ислама и что мне обязательно нужно побывать внутри. Какой там! Это наше! Не пустим!
Наша гора. Наша скала! Наш Купол! Наш Бог!
В принципе, я могу понять такое отношение. Мусульмане не так уж часто так ревностно охраняют от не-мусульман свои мечети. А здесь, в месте, во-первых, для них сверхсвятом, а во-вторых, последнем в Иерусалиме, оставшимся только их, такое "моё, не трогай!" понять можно. Тем более, что для детей полуторатысячелетней религии и такого же возраста культуры подобное отношение к Богу: это мой Бог, не троньте – более-менее естественно. (Хотя основоположник религии считал Бога Богом всех людей.)
Но я хочу сказать не о мусульманах. А о нас – об евреях. О значительно опередивших мусульман в развитии евреях. Евреях, претендующих быть людьми не 7-го века, а людьми 21-го века.
Как многие из нас мечтают очистить Храмовую Гору от мусульман с тем, чтобы построить на ней свой, еврейский Храм для своего еврейского Бога! Парадокс казалось бы. Мы тоже считаем своего Бога не Богом всех людей, а только своим Богом. У нас такая же ревность к Богу. Как у маленьких братьев, дерущихся между собой: "Это мой папа! – Нет, это мой папа!". Мы так же хотим, чтобы Папа был только наш.
И сегодня, 9-го ава – особенно сильно. Сегодня мы скорбим об утрате Храма, сегодня мы поклоняемся Храму, сегодня мы творим из Храма кумир. Все наши мысли сегодня о Храме. Мы даже Тору сегодня не изучаем. Только мечтаем, как в будущем году в Иерусалиме мы снова построим свой Храм. Свой.
Но ведь Храм – жилище Бога – строится не из камней. "Я на свете всех умней, дом я строю из камней" – это совсем не про Храм. Храмом для Бога может стать только вся Земля. Но для этого сначала нужно построить Храм для Бога в своей собственной душе. Отличное дело – прибраться в доме, помыть полы и всё такое. Но много важнее провести уборку в своей душе: вымести оттуда всю злость, вычистить всю глупость, смыть всю алчность... Чтобы в ней можно было бы жить. Богу.
И уж если нам так свезло, что владеем мы таким местом, как Храмовая Гора, то и храм там нужен не еврейский, не только еврейский, а общий, общечеловеческий. Чтобы связываться в этом храме не со своим, только нам принадлежащим, приватизированным нами Богом, а с Богом всех людей.
Не о том, чтобы выгнать мусульман, отобрать у них Храмовую Гору и восстановить на ней СВОЙ Храм, нужно мечтать. А о том, чтобы сделать Храмовую Гору местом для Храма всех людей и всех религий. Бог-то у нас (если говорить о Боге авраамических религий) один на всех. И место связи с Ним не должно быть местом ненависти и драки. Это должно быть местом любви между братьями – детьми одного Отца.
А иначе? А вы знаете, что бывает иначе. Что делает отец, когда дети устраивают драку из-за того, чей он папа, и разбивают друг другу носы?
Совершенно верно. Вы правильно все вспомнили.