top of page

В.-О. №4 Почему люди, бывшие в СССР элитой, становятся в Израиле вторым сортом? (1+)


Действительно, странно. Среди советской элиты было много евреев. Много их было среди русской интеллигенции. И сегодня немало. Фамилии называть бессмысленно – это тысячи и десятки тысяч.

Не все евреи были интеллигентами. Естественно. Но многие. Очень много умных, воспитанных, совестливых, добрых, альтруистичных... С широким кругом интересов. Остро реагирующих на несправедливость. Творческих. Нестандартно мыслящих. Талантливых, в конце концов. Немало было и мудрых. Нельзя сказать, чтобы вся русская духовная элита была еврейской. Но евреев в ней было много. Как сокрушались антисемиты – непропорционально много.

Что со всем этим духовным богатством стало в земле обетованной? Я говорю не о положении русского еврейства в социуме – что оно не по заслугам низкое. Как пошутил Жванецкий, там ты был жидовской мордой, здесь стал русской свиньей. Это, конечно, тоже имеет место быть, но меня интересует не это. А что стало с нашим умом, мудростью, добротой, чувством справедливости, жертвенностью, альтруизмом? Ну – и с воспитанием тоже, хотя это и не самая кровоточащая болячка. Что стало с интеллектуальной инициативой, творчеством, широкими интересами? И наконец – с талантом?

Чего греха таить – всего этого стало гораздо, гораздо меньше, чем было. Меньше стали притязания, больше – нереализованность. И самое неприятное – похоже, меньше стало того, что можно реализовывать.

В чем дело?

Социум тяжелый? Так разве советский был легким? А досоветский?

Не те евреи приехали: не столичная карамель, а из местечек? Так разве не из местечек пришла карамель в столицы?

Конкуренция жесткая – интеллектуплы-ашкенази? Так разве не было конкуренции у Ландау или у Гельфанда?

Ценности в социуме другие? А вот это уже теплее. В самом деле, запрос на эйзенштейнов и михоэлсов с раневскими не тот. Но с другой-то стороны, а социум – это кто? Это же мы и есть. Это у нас на раневских и ойстрахов нет запроса. И из своих средств высокое искусство не поддерживаем, и в обществе эту тему не будоражим. Почему? Не еврейское дело? Какой-какой Шекспир? А, этот гой... Да, есть и это...

Странная, неожиданная происходит вещь – сужение сознания. Сужение интересов и кругозора. Но главное – упрощенное виденье мира. Как через прицел. Иногда это просто пугает. Ведь в таком сужении – личностная деградация. А это ведь можно замечать иногда и у людей, которые сделали личностное развитие центром жизни, например, стали погружаться в каббалу.

Насколько это неизбежно? Если говорить об обществе в целом, то ответить на этот вопрос непросто. Израильское общество такое, каким оно должно быть. Но, естественно, как и любое общество, оно меняется и, естественно, меняется в сторону развития, расширения сознания. Как этот процесс будет идти в обозримом будущем, мы не знаем – нам не дано знать сроков. Когда-нибудь произойдет расширение. Как быстро, как взрывообразно это будет происходить, этого мы тоже не знаем. Да, нам и не нужно этого знать. Но нам нужно знать другое – не начался ли этот процесс уже? Продолжать ли нам жить закапсюлированной жизнью или постараться резко распахнуть глаза?

Я с удовольствием ответил бы вам на этот вопрос. Но, увы, это невозможно. Ответить на него может только каждый сам себе и только в отношении себя.

Чтобы захотеть стать элитой, нужно "всего лишь" захотеть этого. В СССР мы хотели. В Израиле расхотели. И захотеть снова за нас, кроме нас, никто не сможет. Захочем ли мы сами захотеть? И на этот вопрос ответить может только каждый сам себе.

Последние записи:
Поиск по тагам:
No tags yet.
bottom of page