Есть два способа отношения к Закону Моисея.
Один – буквальный. Свою невозможность он обнаружил более двух тысяч лет назад. И понятно – ведь он был обращен к совсем другим людям, живущим в совсем других обстоятельствах.
Что было делать, когда это обнаружилось? Ну, мы же евреи. Стали пытаться выкручиваться, хитрить, обманывать себя. А именно решили как-то поближе к тексту по возможности закон исполнять. И начались бесконечные споры – кто ближе к закону, что можно, а что нельзя? К большой ярости самих спорщиков и к еще большему веселью тех, кто наблюдал за этим со стороны.
Что написано в Торе о Субботе? Много написано. Но это "много" повторами. Для лучшего запоминания. Суть же немногословна.
Суббота Господу, Богу твоему, потому что в день седьмой [Бог] почил... Суббота покоя, посвященная Господу... Чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. А вот еще очень важно – про двойную жертву в субботу: субботнее всесожжение в каждую субботу, сверх постоянного всесожжения.
Жертва Богу – отвлечение от повседневного собирания хлеба насущного на мысли о Боге, на пребывание в Боге, сейчас назвали бы – на духовную работу: мы сжигаем низшую часть души ("плоть жертвенного животного") и производим высшие чувства – "запах, приятный Богу". Поэтому добывать хлеб в седьмой день бессмысленно: шесть дней достаточно, чтобы добыть хлеба на седьмой, а излишнее рвение хлеба не добавит: шесть дней собирайте его, а в седьмой день – суббота: не будет его. [Но некоторые] из народа вышли в седьмой день собирать – и не нашли.
В этом суть. Остальное – ритуал для непонимающих сути. Ритуал тоже очень важен: он проносит скрытое знание сути через века пока она не становится общедоступной и общеизвестной.
А теперь вопрос – при чем здесь поддержание жизнедеятельности? В субботу нельзя стяжательствовать, добывать себе, приобретать. Но жить в субботу никто не запрещал. И фантазии на тему субботы – а ими забита наша история – на 95 процентов чистейшие фантазии. Если я делаю что-то не для себя, а для другого, для блага другого – это не нарушение субботы. Субботники – было такое занятие в СССР – самое что ни на есть субботнее еврейское дело: бескорыстное служение ближнему. Субботний покой – это успокоение своей алчности.
Попытка остановить жизнь в субботу имеет смысл с точки зрения соблюдения ритуала. Но с точки зрения соблюдения смысла субботы эта попытка просто вносит ненужные осложнения и наращивает антирелигиозные настроения. Мы же живем в 21-м веке. Не в 1-м. Иное дело – постараться организовать жизнь так, чтобы сделать субботнее времяпрепровождение более духовным, чем в остальные шесть дней. В этом, конечно, был бы смысл. Но, боюсь, общество просто не готово к этому сегодня. Да и реализация такого намерения потребовала бы, во-первых, переосмысления многих вещей, а во-вторых, немалой творческой и организационной активности реформаторов. Но уж чего бы точно не нужно здесь делать – это замораживать жизнь. А вот отчисления субботней прибыли в фонд помощи бедным – было бы очень субботним делом. Изменение характера телепрограмм на субботние, более духовные – тоже было бы очень субботним делом. Ну, и так далее.
Авторы Талмуда когда-то приблизились к такому пониманию. Но это было много веков назад. И свое понимание они ограничили тем, что защита жизни от непосредственных физических угроз не является нарушением Субботы. Это, конечно, верно – не надо делать из автора Торы идиота, которые предписал своему народу самоубийство: в субботу могут случиться самые разные неприятности, не допускающие бездействия до первой звезды. Но понимание талмудистов – понимание двухтысячелетней давности. Сегодня нужно другое - шире и глубже.
И, естественно, необходим (как и в любом традиционалистком обществе) протест против попыток жить архаично. Здесь нужна широкая общественная дискуссия. В конце концов, те же ультраконсерваторы-хасиды еще совсем недавно (по историческим меркам) были ультра-радикалами и ультра-новаторами.
Убрать рабочих с железнодорожных путей и отправить их пить пиво по некошерным кабачкам – это не соблюдение Субботы. Это насмешка над Субботой.