Если мы признаем свои ошибки (или преступления), нас все заклюют. Это очень распространенная точка зрения. Иногда к ней добавляется – нас не будут уважать. Иногда – нам не расплатиться.
Прежде, чем говорить о теории, давайте посмотрим на практику этого дела.
Не признающие.
Ну, конечно, Россия, РФ прежде всего. После недолгого осознания преступлений коммунизма, никогда так и не ставшим сколько-нибудь полным, полный уход в "несознанку". Результат? Внутреннее гниение. Неуважение самих себя, терпимость к господлости и в результате – ослабление. Полный повтор того, что происходило с СССР – там-то уж была полная "несознанка": я не я, и лошадь не моя. Не дай бог было заговорить о темных страницах советской истории (а совсем светлых и не было). Результат – развал.
Турция, страна поменьше, чем Россия, но большая. Говорить об армянском геноциде не любят очень сильно. О других своих подвигах (скажем, на Балканах) тоже не любят. Результат – сдержанное развитие, по сути, все же страна третьего мира.
Есть свои скелеты в шкафу и у греческого Кипра – тоже тема под запретом. Говорить об этом можно, конечно, но не очень прилично. Результат – вместо безусловного признания жертвой турецкой агрессии Кипр получил хитроватый прищур от мирового сообщества: жертвы-то вы жертвы, но... и сами хороши...
Польша (а к слову, и Литва, да и еще кое-кто) – соучастие в Холокосте. Сейчас есть тенденция к покаянию, особенно в Польше, но не очень выраженная. Например, такой духовный лидер поляков, как Вайда – человек действительно большой души, так и не нашел в себе силы высказаться здесь полностью и определенно. Результат? А тот же, что и в Турции. Торможение развития, страна третьего мира.
Ну, хватит, наверное. Посмотрим на признавших.
Ну, прежде всего, конечно, Германия. И в общем – только Западная, без Пруссии и Саксонии. Глубокое покаяние. Результат? Почти полное прощение со стороны евреев – казалось бы, совершенно немыслимое. Ну, как мне, например, простить им смерть деда? Это дедово дело, не мое – прощать или не прощать их. Но, тем не менее, есть такое прощение. Связи прочные. Да и еврейская эмиграция в Германию не слабая. А главное – страна как бы освободившись от камня на шее развивается легко и свободно. И огромные репарации и компенсации ее развитие не сдерживают. Скажу по секрету больше – ускоряют...
То же с колониальными империями, особенно с Францией. Та же свобода, то же развитие.
Много чего числится за Штатами – индейцы, негры, корейцы, вьетнамцы... Но и там работа покаяния не прекращается. И вот, нет серьезных внутренних проблем с индейцами, в общем, нет и с неграми, и от других своих вин Штаты тоже избавились. Конечно, Буш-юниор карму Штатам утяжелил, но все же страна лечит свои комплексы и страна на подъеме.
Можно продолжать, но нет большого смысла: покаяние делает сильнее, отказ от него – слабее. Это не гипотеза, не домысел. Это эмпирический факт.
В чем тут дело? Механизм довольно простой, и, в общем, тот же, что работает в индивидуальной психологии. Самоуважение. Отказ от покаяния вытесняет чувство вины в подсознание, где оно образует невидимый, но вполне активно работающий "комплекс". Работа же этого комплекса состоит в том, что он формирует негативное самоотношение, самоотторжение, самообвинение, самопрезрение...
Такое самоотношение съедает большое количество внутренних сил на его компенсацию. На индивидуальном уровне это может вести даже к психосоматическим заболеваниям, но в любом случае – к деформации творческих процессов и к снижению энергетики. Примерно то же самое происходит с общей душой. Трудно жить с сознанием "Ну, и сволочь же я!" и с этим сознанием постоянно бороться. Такая внутренняя борьба отнимает много сил и сдерживает развитие. Это в лучшем случае. В худшем неприязнь себя выливается в аутоагрессию и саморазрушение. Как написал Окуджава, "погибают царства... от того... что люди царства своего не уважают".
Бог уберег евреев в последние две тысячи лет от такой судьбы: в общем, мы были гонимыми, а не гонителями. Во всяком случае – как народ. Рождение Израиля ситуацию поменяло. Оно происходило не безболезненно. И здесь нам, если перетрясти свои шкафы, нетрудно будет найти и скелеты. Заниматься этим, естественно, неприятно. Но не заниматься – крайне опасно: мы вместо лечения болезни загоняем ее внутрь.
Что делать? Для начала просто говорить об этом. Хотя бы так, как это делает автор материала на ynet.