Давайте подумаем. Только не про Израиль. Давайте подумаем про Набутию. Там большие проблемы.
Набутия – это не государство, а территория. На ней живут два народа: набутинцы и набеи. Набутинцы пришли в Набутию сравнительно недавно – лет сто пятьдесят назад. Правда, они уверены, да это так и есть, что две тысячи лет назад кроме набутинцев в Набутии никто не жил. И что Набутия должна принадлежать им, так обещал набутинцам набутинский бог.
Набутинцы в среднем стоят на гораздо более высокой ступени развития, чем набеи. И поэтому они легко захватили Набутию. В результате многие коренные набеи были вынуждены – конечно, вынуждены, не сами же они захотели – покинуть Набутию.
Мировое правительство 70 лет назад решило разделить Набутию на два государства – набутинское и набейское. Но с набейским не вышло, не получилось у набеев с государством. Получилось только одно государство – набутинское.
Но набутинцам на выделенной мировым правительством земле было тесно, и они стали колонизировать небольшии кусками и земли, записанные за несозданным набейским государством. И заколонизировали больше половины: там живут набутинцы, построены набутинские поселки, городки, больницы, школы, даже университет есть – в общем, полноценная жизнь.
Естественно, набеи очень не любят набутинцев и всячески стараются делать набутинцам пакости. Только у них для этого нет средств – уровень развития не тот. Ну, и понятно, набутинцы тоже не пылают любовью к набеям.
Вопрос – как им жить вместе? И желательно – не сильно портить друг другу жизнь. И, в частности, можно ли устроить в Набутии два государства, живущие рядом? Особенно – учитывая, что территории, где фактически живут набеи, со всех сторон окружены территориями, заселенными набутинцами? Можно ли им разойтись по своим квартирам и жить мирно? Как вы думаете?
Конечно, нельзя. Хотя набутинцам бы этого и хотелось. Нельзя. Даже с учетом, что этого хочет и часть набеев, уставшая чуть ли не от столетней войны. Почему? По двум причинам. У набеев не достает ресурсов для нормальной, самостоятельной жизни. Это раз. И они ненавидят набутинцев – это два. То есть они просто самой логикой жизни принуждаемы воевать с набутинцами. С одной стороны – за ресурсы: землю, воду, возможности внешней торговли – всё то, что набутинцы не хотят отдавать набеям. Во-первых, потому что самим нужно, а во-вторых – потому что опасно: они наторгуют – не будешь знать, куда от ракет прятаться... А с другой стороны заставляет и будет заставлять набеев воевать с набутинцами их ненависть и всякие сопутствующие чувства, вроде чувства обиды, чувства справедливости и т.п..
Разумно ли для набутинцев создавать рядом с собой государство-враг, вечную головную боль? Не слишком.
Альтернатива? А чего тут спрашивать? Альтернатива известна. Она уже и так существует. В следующем году исполнится 50 лет. Израиль забрал территории несозданного Палестинского государства у Иордании и Египта и в той или иной мере контролирует их все эти 50 лет. Это статус-кво. Та стенка, от которой только и можно плясать. С 67-го года есть одно государство, которое за эти 50 лет уменьшило свою территорию на Синай в обмен на приличные отношения с Египтом. Это самое государство и надо развивать. Будет оно когда-нибудь готово к разделу-разводу? Может быть. Но явно не сейчас. Условия развода ведь понятны – способность жить самостоятельно, не убивая соседа. Есть такая готовность сегодня у палестинцев? Нет. Появится – нужно будет думать. А пока одно государство – неважно, федеративное или унитарное, но одно.
Дальше начинаются детали – как развивать это одно, единое государство? Это тоже не ахти какой сложный вопрос – ответ на него истории хорошо известен, и многократно воспроизводился. Всеми мировыми империями. Более развитый в культурном отношении народ подтягивает менее развитый до своего уровня. Чтобы не входить в детали – просто образовывает, учит. Естественно, в первую очередь – тех, кто хочет и может учиться. Одновременно народ-лидер принимает на себя ответственность за безопасность и за экономическое развитие народа-аутсайдера.
Второе означает инвестиции. Означает – делиться. Для лидера эти инвестиции – инвестиции в мир. Хотя, естественно, это не просто покупка мира: мир так дешево, деньгами не покупается. Нужна другая валюта – любовь. А этого золота у нас немного. Самим не хватает, не то что бы инвестировать. Так что здесь нам нужно построить специальные предприятия по добыче любви – вроде заводов по опреснению морской воды.
Не хочется? Так зачем было завоевывать? А завоевали – другого выхода нет. Мы в ответе за то, что взяли. Договориться с Иорданием и Египтом, чтоб они взяли обратно отобранное у них, не получится.
В общем, правы-то здесь правые. В смысле возможной устойчивой политической конструкции. Но, естественно, ни этническая чистка этих территорий, ни апартеид не сделают конструкцию устойчивой. Нам придется научить себя любить их. Как бы это ни было трудно и противно природе.
Любить не значит потакать и баловать. Ясно что мы будем весьма суровыми старшими братьями. Но именно братьями, а не врагами-убийцами.
Убедил я вас? Конечно, нет. Слова в таких вопросах убедить могут только тех, кто и сам обо всем догадывается.
И это очень плохо. Потому что в этом случае дело убеждения переходит к другому воспитателю. Который убеждает не словами. А так, как он делал всю нашу историю. Читайте Танах, хотя вы и без Танаха это знаете.
Впрочем, он уже занимается этим делом. Просто пока только слегка пошлепывает нас по попке. Надеется на нашу понятливость. Но, естественно, в случае, если мы эти его надежды не оправдаем, меры воздействия изменятся. А как же иначе? Вспомните тот же Танах. Как там говорил Соломон? На теле глупого – розга. Потому что сын глупый – огорчение для матери. Ведь глупые умирают от недостатка разума.