top of page

Подарок к Хануке


Совет Безопасности, а именно Англия, Франция, Испания, Япония с Китаем, РФ с Украиной, Новая Зеландия, Уругвай, Венесуэла, Египет, Сенегал и Ангола, а также Малайзия, преподнес Израилю подарок. Редкое единодушие. Реакция не замедлила ждать. Антисемиты! Обама – чмо! Трамп, спаси! Ни шекеля ООН и Сенегалу!..

Спасет ли Трамп – я не знаю. Он – мутный тип с непредсказуемым поведением. Может, на какое-то время и спасет. А потом на смену Трампу придет кто-то менее трампистый и спасение это отменит. Дело же здесь не в Трампе – дело в объективном процессе. А процесс этот таков, что крики про антисемитов воспринимаются миром всё более скептически. В том смысле, что "Никто, батюшка, Кит Китыч, не смеет вас обидеть. Вы сами всякого обидите". И этот скепсис будет только нарастать. И тенденции в американском обществе тоже будут иметь всю ту же направленность – антиизраильскую, так сказать. Это не быстрые процессы, но предсказать их нетрудно: как только минусы от поддержки Израиля перевесят плюсы, политика Америки поменяется – бизнес и ничего личного. То же и с другими странами. Впрочем, с другими странами мы всё видим уже.

Кац предлагает сдаться? Два государства в границах 67-го года? Нет, не это. Предложение совсем иное. Поменять язык. Поменять собственное виденье проблемы. И – главное поменять свое отношение к проблеме.

Два государства – очень плохой и просто-таки неприемлемый вариант. Не говоря про судьбы сотен тысяч поселенцев, иметь государство-врага под боком – это если и не самоубийство, то серьезнейшая головная боль. Эту хохмочку мы уже имеем с Газой. И об отказе от политики двух государств нужно заявить открыто. Только совсем не так, как это делают ультраправые.

Бредни с "пусть проваливают в свою Иорданию" не пройдут. Это не политика. Это, самое мягкое, детский сад. На самом деле, это политика шпаны из подворотни. Чемодан, вокзал, Амман – это та же песенка, которую поют русские антисемиты. А на шпану всегда находится укорот. Только она этого не знает – мозги-то куринные. Или делает вид, что не знает – хорохорится. Да, и что с нее взять – шпана. Подворотня.

Государство должно быть одно. Аннексия Западного Берега – факт свершившийся. 50 лет назад. Вопрос не в этом – одно или два. Вопрос в том, каким этому государству быть? Вот в чем вопрос.

С гражданами первого и второго сорта? Многим этого хочется. Но из этого ничего не выйдет. Не та эпоха. А как без этого Израилю остаться еврейским государством? Опять-таки, остаться еврейским государством в том смысле, в каком это многим хочется, не получится. В 21-м веке нельзя жить по законам трехтысчелетней давности, или по законам тысячелетней давности, или даже просто по правилам трехсотлетней давности. Да, собственно говоря, Израиль и не пытается – иначе бы он и не возник, и не смог бы жить. Хотим оставаться еврейским государством – нужно сделать то, что евреи делали всегда, когда менялись исторические условия: пересмотреть, что значит быть евреем. Ведь возьмите чуть ли не любое предписание Торы. Сколько из них выполняются сегодня буквально? И сколько выполнялись буквально 2000 лет назад? А – 3000 лет назад? Да, ничего буквально не выполняется и не может выполняться. Мы ведь сегодня по совсем другой пустыне бродим.

Путь к миру у нас один – принять на себя ответственность за развитие и благополучие палестинских арабов. В одном государстве. Это государство может быть и религиозным. И даже должно. Но религией его не может быть ни консервативный иудаизм, ни (конечно же) консервативный ислам. Это может быть только новая, еще не существующая будущая религия современных людей. Это будет религия Торы, как и все аврамические религии, но Торы, прочитанной по-новому. В этом смысле это будет еврейская религия – новый иудаизм. Но она будет так же и новым христианством, и новым исламом.

В этом случае мы займем позицию, которая будет иметь право на уважение со стороны мира. И более того – только такая позиция даст нам уважение.

На сколько этот подход реализуем? Сегодня – в небольшой степени. И даже не столько из-за ненависти арабов к нам, сколько из-за нашей неприязни (сказать помягче) к арабам. У нас от одного этого слова начинают сжиматься кулаки и гулять желваки. Естественно, так ничего получиться не может. Нам нужно прежде всего измениться самим, изменить свое отношение к ним. Перестать ненавидеть и начать любить. Тогда постепенно отношение будет меняться и к нам.

Возможно ли это? Не знаю. Но знаю, что альтернативой является гибель. Гибель государства. Не моментальная, но неизбежная.

Это ведь всё уже было в истории. Сегодня как раз празднуем память о тех событиях. Среди евреев часто находились великие воины. Народ мы талантливый. Талантливый и в войне. И победы были великие. И Иисуса Навина, и у Иуды Маккавея. Но что толку? Завоевать мечом можно. Удержать мечом нельзя.

Всё время слышишь: "Да как же их любить? Когда они нас ненавидят. Они же нас разорвут!". Любить, как знает любой родитель и любой воспитатель, не значит попустительствовать. Но есть огромная разница между применением силы с любовью и точно таким же применением силы с ненавистью. Вот чего мы не понимаем. И без чего наше будущее незавидно. Еще поколение, два, три – и неприятности будут крайне серьезными.

Резолюция Совбеза – это просто один из бесчисленных звоночков, которыми нас предупреждают. И пытаться заглушить эти звоночки криками "Обижают!", выражаясь мягко, неблагоразумно. А выражаясь грубее – идиотизм.

Веселой вам Хануки!

Последние записи:
Поиск по тагам:
No tags yet.
bottom of page