top of page

РЕВОЛЮЦИЯ В ИЗРАИЛЕ


1. Революционная ситуация, кризис

Какой такой кризис-шмизис? Всё ездит, всё торгует, всё работает – заводы производят, кибуццы растят, программы пишутся, дети учатся, армия охраняет... Почему кризис?

Почему? Потому что система выжимает человека, не оставляя времени и сил на саморазвитие. Потому что нагрузка в виде расходов на оборону и раздутой социалки для одних даже при усушенной социалке для других неподъемна для экономики. Потому что высокие налоги душат мелких предпринимателей, удоражают жизнь, а вместе с тем для эффективных социальных программ не достаточны. Потому что молодые не могут ни получить мощное образование, ни устроить себе жизнь. Потому что знаменитым еврейским способностям часто пробить себе дорогу не проще, чем через заросли антисемитизма. И, наконец, потому что угроза со стороны врагов только растет.

Это не тот кризис, который шарахнет сию минуту. Но он, конечно, шарахнет. Если, конечно, ничего с ним не делать.

2. Как должно быть

Должно быть общество взаимной помощи. Помощи в производстве – в самореализации, в реализации талантов. И помощи в распределении, в потреблении. То есть отказ от сверхпотребления в пользу обеспечения бедных необходимым. Необходимым не только для физического выживания – необходимым для личностного развития.

Социализм? Ну, если вам так нужен ярлык, пусть будет социализм. Но с очень человеческим лицом. И без глупостей. Хотя лично мне больше нравятся другие названия. Общество любви, например. Или – общество развития. Привыкли к -измам? Ну пусть будет каритизм (от латинского caritas – любовь к людям) или эволютизм (от "развития" на латыни). Латинисты могут придумать, наверное, и что-то красивей...

Что это означает на практике?

Объем социальных полномочий (и прав, и обязанностей) в этом обществе определяется статусом личного развития человека – мудростью, профессионализмом, добротой, нравственным развитием (совестливостью)... Люди с высоким статусом распоряжаются социальными фондами, которые тратят исключительно на своих подопечных с менее низким статусом. Размер фонда определяется статусом распорядителя: у самых мудрых, добрых и совестливых он больше.

Фонды не обязательно должны быть институализированы: святые могут и не пачкать руки, прикасаясь к деньгам. Возможно и прямое перераспределение богатства в виде помощи богатых нуждающимся. В этом случае роль мудрых – удостоверить, что просящий в самом деле нуждается в том, что просит.

С чего это богатые вдруг станут помогать бедным? По нескольким причинам. Первая – таким образом они поддерживают и повышают свой социальный статус доброты и совестливости. Вторая – вместе с этим статусом растут и самооценка, и самоуважение, и внутренняя гармония. Третья – помогая другим материально, человек зарабатывает себе право на иную помощь – нематериальную: грубо говоря, право на любовь и поддержку.

Как определяется статус? Центральная процедура – рекуррентная: если А. признает, что Б. выше его в отношении, например, доброты, то ранг доброты Б. становится на единицу больше ранга доброты А.. Но, естественно, реальные процедуры должны быть тщательно защищены от злоупотреблений и постоянно совершенствоваться: к любому замку можно подобрать отмычку, а мы должны быть надежно защищены от воров.

Но общество развития помогает не только материально, оно помогает самореализовываться. Дети получают индивидуально подобранные для них учебные программы. Те, кому нужно освобождение от армейской службы, получают его: не только харедим (и, наверное, не столько), а все, кому для их развития нужно учиться. И не только Торе, но и, например, математике. Или – музыке. И наконец, те, у кого есть производственные идеи, получают помощь в их развитии со стороны специальных структур бизнес-консультантов, венчурных инвесторов, юристов, маркетеров и так далее. И при этом не бояться, что их ограбят.

И еще один, важнейший момент: общество любви не может быть обществом любви только к своим. Оно должно закручивать с свой водоворот тех, кто считает (неважно – обосновано или не обосновано) Израиль врагом: это общество должно развивать всех своих членов, без религиозной и этнической дискриминации.

Место религии в обществе развития? Будет ли оно еврейским? Безусловно. Но это не только и не столько этнографическое еврейство прадедушкиных костюмов. Это общество еврейского духа. Духа прилепления к Богу. А это значит, что общество развития будет развивать наше понимание Торы – открывать все более и более глубокие ее смыслы. Не просто читать – мы будем все глубже понимать Тору. Начиная с понимания того, как мало мы понимаем ее сегодня.

Иудаизм, сохраняя свое сущностное зерно – Тору, развивался всегда. Наши ультраконсерваторы совсем по историческим меркам недавно, каких-то 250-300 лет назад были еще ультра-радикалами. Сегодня время очередного обновления. Его необходимость чувствуют многие. Но оно должно быть много радикальней, чем у реформистов. Не пиписьки (тыщу раз прошу прощения) резать нашим только что родившимся кровиночкам, а срезать ненависть со своего сердца. И Тора, и пророки прямым текстом учат нас этому, но в своей жестоковыйности мы не любим учиться. Новый иудаизм станет религией всех людей, поглотит все религии, включая и религию атеизма.

3. Как перейти

В Израиле нет реки, подходящей для "Авроры". И вообще, мы настрелялись. Не хватает нам еще друг в друга начать стрелять. Нет, революция должна быть бескровной. И в обычном смысле – и не революция вовсе.

Новое общество должно вырасти внутри старого. Я недавно писал о сетевой республике. Это возможная форма объединения тех, кто хочет создать новое и доказать преимущества каритизма перед капитализмом, социализмом и коммунизмом.

Призрак каритизма уже бродит по наиболее развитой части мира. И зовет к объединению всех нуждающихся: нуждающихся в деньгах и нуждающихся в любви, нуждающихся в реализации себя и нуждающихся в помощи других, нуждающихся в внутренней гармонии и нуждающихся в вдохновении, нуждающихся в покое и нуждающихся в непокое. В конце концов, так ли много нам есть что терять? Приобрести же мы можем гораздо больше.

Последние записи:
Поиск по тагам:
No tags yet.
bottom of page