С новым Трампом вас! Теперь все можно. Исламского террориста Обаму из Белого Дома убрали. Теперь вперед! Ура! Шашки наголо! Батарея, к бою!
Вообще говоря, я не против строительства. Я, наверное, за. Даже определенно – за. Но я против того, как это строительство подается.
Будем делать что хотим, а что ты нам сделаешь – это очень плохая повадка. Шпанистская повадка. И очень неумная. Просто потому, что, как заметил герой одного советского фильма, на силу находится другая сила. И потому, что заявляя, что мы признаем только язык силы, мы провоцируем, да нет – даже не провоцируем, а просто не оставляем другого выбора, кроме как воевать с нами и убивать нас.
Да, чем они нас будут убивать? У них же и оружия нет. А было бы, так они стрелять не умеют...
Всё это очень недальновидно. И оружие добудут, и стрелять научатся... А до того будут мир удивлять своей доблестью, идя с ножами под автоматы. Этак вот просто – с пращей против великана в броне. И все наши часто и справедливые сетования на их жестокость и даже на первобытность миром будут восприниматься всё более скептически. И никакой Трамп не поможет. Трамп же в Белом Доме не навсегда.
Что вы говорите? Трамп не поможет, так Бог поможет? Как Ему не помочь своему народу? Нет, и Бог не поможет. Как Он не помог нам избежать миллионов наших бед. Перечислять, надеюсь, не надо. Бог работает по закону. По Своему закону. И кто закон нарушает – неважно, по незнанию ли, или по злой воле – тот сталкивается с последствиями.
Так что же – не строить?
Почему не строить? Строить. Но только не потому, что нам на всех плевать и мы будем делать что хотим. А совсем по другой причине.
Потому что строительство это благоустраивает землю. И потому что расширение наших поселений сделает, должно сделать жизнь коренных жителей лучше. И экономически, и культурно. Только такое оправдание есть, может быть у нашей колонизации Эрец-Израэль.
Если же нет, если мы хотим отжать и выкурить, то мы тем самым нарушаем закон и выданный (конечно, не Лигой Наций с ООН-ом никакими, а Куда Более Высокой Инстанцией) нам мандат аннулируем. Сами аннулируем. Со всеми вытекающими последствиями. Про Вавилонский плен и изгнание после разрушения Второго Храма, надеюсь, напоминать не надо.
Пока мы превращаем пустыню в сад, наше право на эту землю незыблемо. Но превращать в сад нам нужно не одну только землю, но и ее обитателей, души ее обитателей. Вообще говоря – начиная со своей собственной души. Здесь нужны и осушение болот бездуховности с рассадниками бескультурья, и орошение растрескавшейся сухоты безразличного эгоизма, и истребление скорпионов ненависти, и устройство розариев любви – много чего нужно.
И, вообще говоря, такая работа ведется. И результаты ее видны. Не такие, может быть, победоносно-быстрые, как самым нетерпеливым из нас хотелось бы. Но видны: растут и доброжелательность, и культура (в среднем, конечно, в среднем – не стоит слишком обольщаться).
Но преобразовывать нам нужно не только свои души, но и души аборигенов.
Здесь тоже есть движение, но здесь оно не так заметно и не всегда заметно.
Но здесь есть и другое. Здесь наша работа не ограничивается ростом культуры. Именно здесь скорпионов ненависти мы часто не только не уничтожаем, а разводим искусственно. Сами устраиваем для них кормушки и инкубаторы...
Не политику нам надо менять. Политика не первична. Нам надо менять осмысление своей политики, смыслы своей политики. А вместе с изменением смыслов – и способы представления своей политики. Прежде всего – для себя самих. Но не только – и для окружающих, и для всего мира.
Мы не форпост борьбы христиан с исламом или борьбы западной цивилизации против исламского фундаментализма и терроризма. Мы – очаг распространения более высоко культуры в культурном поле культуры, когда-то великой, но состарившейся, растратившей творческое начало и отставшей в развитии.
Только такое самопонимание даст нам и ощущение собственной правоты, и способность объяснить свою политику миру.
А вовсе не "Плевать мы на всех хотели! И вообще, кто тут на нас с Васей?".