1. Подарок первый. Комплекс вины и его лечение
Этот комплекс есть, и от него не спрятаться. Как и любая коллективная психотравма, он почти не осознается, но заявляет о себе эмоциональной вспышкой при малейшем прикосновении. Как любой нарыв. Больно!
В чем вина? Мы, евреи хотели иметь Израиль ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО. ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ.
И получили Израиль дорогой ценой многих тысяч отнятых и испорченных жизней. Признавать этого не хочется. А кому захочется признавать такое? Но без признания нарыв так и будет нарывать.
К нашему счастью, у нас есть мазь, которая делает осознание легче. У нас есть оправдание. Реальное, а не мнимое – вроде того, что 2000 лет назад тут... или, что в Торе написано... ну, и так далее, это всё вы знаете...
Только мы своей мазью-оправданием не пользуемся. Вместо реального мы предпочитаем негодные патентованные пилюли.
Реальное же наше оправдание в том, что и земля, и народ Палестины находились в запущении. Кто-то должен был прийти благоустроить землю и поднять народ. Выбор пал на нас. Так мы получили Мандат. Но естественно – мандат на хорошее и доброе, а не на плохое и злое.
2. Подарок второй. Мир возможен и покупается ценой любви
Пока мы ненавидим (презираем), и нас будут ненавидеть. Это элементарно. И чем заканчивается такая ненависть, тоже хорошо известно. Это тоже элементарно.
Если мы хотим их выгнать, то из этого ничего не выйдет. Вина за их страдания ляжет на нас (как она уже легла и лежит), и, как это написано в Торе, "голос крови брата твоего вопиет ко Мне от Земли" со всеми вытекающими последствиями. А именно: "проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле" – ну, вы помните эту историю. Это вообще-то наша история. И от нас зависит, чтобы она не повторилась.
Что – "два государства"? Нет – одно. Но такое, в котором старший брат (мы) будет любить младшего (их).
Возможно ли это? Не знаю. Но знаю, что иначе наша судьба незавидна. Естественно, не в ближайшие годы. Но – определенно.
3. Подарок третий. Бездонность Торы: история, еврейство и будущая религия
Тора бездонна смыслами. В этом и заключается ее Божественность.
Что из этого следует? Что любой, кто скажет вам, что знает всё, что написано в Торе, заблуждается. Не знает. А знает только маленький кусочек. Вообще, в этом Магическом Шаре мы видим только то, что уже есть в нашей душе.
Тора, как и некоторые иные тексты и произведения, была дана человечеству в качестве хранилища знания, из которого подрастающее человечество извлекает то одно необходимое знание, то другое. И ислам, и все христианства, старые и молодые, были созданы такими извлеченными в свое время и в своем месте знаниями Торы.
Но помимо потребителей, у Знания есть еще и хранители. Это мы. Жестоковыйные евреи, с почестями таскающие ковчег, но не смеющие туда заглянуть. Это и сохранило нас в истории, когда бесчисленные народы исчезли без следа. Где египтяне? Где персы? Где античные греки? Где франки? А мы всё есть и есть. И будем. Пока не передадим драгоценный свиток выросшему человечеству.
Когда это будет? Не знаю. Может и скоро. А может – и очень нескоро. Но, так как разговоры об этом уже начались, надо полагать – скоро.
Тогда, на основе по-новому прочитаной Торы возникнет и новый иудаизм. Иудаизм не формы, а смысла. Когда мы будем не верить в Бога, а знать, что Это Такое – Бог. И как нам к Нему прилепиться. Мы будем знать, что Он от нас хочет. И как исполнять Его заповеди. Что значит – не иметь других Богов. Что значит не творить кумиров. В чем наказание четырем поколениям и в чем милость тысяче поколений. Что значит помнить день субботний и как его святить. Что значит не врать о Боге и не прикрывать именем бога отнюдь не Божеские дела. Ну, и всё остальное будем знать: и про козленка в молоке матери, и про опресноки, и про праздники...
Это будет совсем иная религия. И религией не одних нас, но всего человечества. Народом Бога станут все люди.
4. Подарок четвертый. Социальная реформа (или революция).
Всё это принесет нам не долгожданный Машиах. Никакого Машиаха-человека быть не может. Явись он к нам – мы его прогоним, не узнаем. А то и хуже что-то сделаем. За покушение на веру отцов. Всё это придет к нам, когда мы повзрослеем: поумнеем, подобреем, ну, и так далее. Тогда и жить так, как мы живем, нам станет невмоготу, и мы поменяем организацию общества. Что-то, конечно, сохраним. Но поменяем больше.
Каким будет новое общество? В нем будет два отличия от сегодняшнего.
Первое – совсем иной уровень взаимной заботы и любви. Не отнимать у вдов и сирот (социально незащищенных), а заботиться о них, создавая им самые лучшие условия для развития.
Второе – привязка уровня социальных полномочий к уровню личностного развития. Править будут самые мудрые, самые честные, самые добрые.
В общем, это будет общество-семья, общество-школа.
Что мешает нам зажить так уже сегодня? А мы не хотим. Поэтому и отговариваемся по-всякому: и что не готовы, и что невозможно... Впрочем, все эти отговорки справедливы. Сегодня, в самом деле, не готовы. И потому, в самом деле невозможно. Вот захотим – и станет возможно. Но для этого нам нужно вырасти.
===========================
Нужны мои четыре подарка Израилю? Если что-то заставляет меня их дарить, наверное, нужны.
Конечно - не всем. И что будут делать с ними те, кому они не нужны, известно.
Но кому-то, наверное, нужны.
Так что: слушай, Израиль!