top of page

О ХВОСТЕ, СОБАКЕ, ВОДЕ И РЕБЕНКЕ


Последние события с перекрытием ультра-ортодоксами улиц заставили меня вспомнить два присловья. Первое – что хвосту не дОлжно вертеть собакой. Второе – что с водой нельзя выплескивать ребенка.

Первое, что тянет написать, – что роль религии в израильском обществе неоправданно большая. Но это, хотя, возможно, и правильно, далеко не исчерпывает темы. Главная проблема не в том, что эта роль слишком большая. Проблема в том, что она искажена.

Причем искажение это не столько количественное, сколько качественное. С количественными вещами всё более менее понятно. Левитов не может быть больше десяти процентов. Левиты не воюют, но в гражданской работе участвуют наровне со всеми остальными евреями. Иначе обществу не выдержать экономическую нагрузку. Особенно – обществу, постоянно воюющему.

От этой проблемы можно прятаться какое-то время, но в конце концов ее нужно решать – есть предел, выше которого рабочие пчелы уже не могут кормить трутней. Просто физически не могут. И тут либо улей гибнет, либо происходит что-то, весьма огорчительное для трутней.

Это одна, широко понимаемая грань проблемы. Вторая ее грань тоже осознается относительно широко: консерватизм тормозит развитие. И попытки жить в 21-м веке по лекалам 19-го или 18-го, особенно с учетом того, что те образцы создавались для жизни не в собственном государстве, а в галахе, чреваты весьма неприятными последствиями. Всюду, где традиционная религия влияет на жизнь общества, она влияет на жизнь общества негативно. И, естественно, неестественно, когда аутсайдеры в культурном развитии (а это значит – и это очень важно, хотя и мало понимается – что они аутсайдеры и в духовном развитии) начинают диктовать свою волю лидерам. Мы наблюдаем это в странах шариата, мы видим рост таких тенденций на постосоветском пространстве с его "религиозными возрождениями", мы имеем это же самое и в Израиле. Именно в этом смысле собака не должна позволять хвосту вертеть собой.

Но всё сказанное не конец, а только начало разговора. Потому что наши "трутни" не только трутни. Они и коллективная матка нашего улья.

Всё дело в том, что в религиозной культуре нашей наряду с архаическими ритуалами есть и фактически вневременное глубочайшее смысловое содержание. Это содержание осознается нами лишь на доли процента, да и то только самыми высокими из нас. Но оно есть, и теоретически каждый из нас способен осваивать его больше и больше. Тору можно учить всю жизнь, чтобы в самом ее конце начать понимать, что еще ничего не понимаешь.

Правда, религия наша устроена так, чтобы хранить, а не осваивать это глубочайшее содержание. Но хранить – тоже немало. Это очень важно – хранить. И народ наш был избран именно для этой работы – хранить. В этом сердцевина идеи нашего народа, нашей миссии – хранить Тору. Без этого как народ мы просто перестанем быть.

И социальная архитектура нашего стана такова, что он раскинулся вокруг Ковчега, или Храма, в общем, вокруг Святая Святых. Ближе всего к ней Первосвященник, вокруг кольцо левитов, а уж дальше и весь остальной народ, кормящий и защищающих центральных хранителей.

Поэтому, размышляя о возможных социальных реформах, нам так важно не только не позволять хвосту вертеть собакой, но не менее важно и не выплеснуть с водой ребенка.

Что это всё означает на практике? Первое – реформы отношений общества и религии. Это более-менее понятно. Но не только. Это означает и реформы самой ортодоксальности, самого института главных, центральных хранителей Торы.

Какие реформы? Такие, которые проводятся всю нашу историю – осовременивание. В каких формах реформы? В консервативно-реформаторских? Нет. Сегогдня и они уже архаичны. Нужны изменения более радикальные. Причем – не в форме, а в сути: формы изменятся сами, следуя изменениям сути. Сущностные же изменения должны быть такими, чтобы раскрыть более глубокие смыслы Торы, начиная, естественно, с заповедей.

Кто этим будет заниматься? Возможно ли возникновение такого движения в среде самих ультра-ортодоксов? Или – в среде ортодоксов? Или же движение должно начаться совсем в других, светских пластах общества? На этот вопрос трудно ответить. Зародыши понимания необходимости таких изменений есть и в религиозной, и в светской среде. Правда, и там, и там – только зародыши, первые, даже еще только будущие ростки.

Но на этот вопрос отвечать не только трудно, но и не нужно. Движение начнется с тех, для кого возможно понимание, что зарабатывать деньги в субботу нельзя, а помогать ближнему еще как можно. Что все наши маркеры успеха – карьеры, дома, деньги, образование детей и далее уже их, детей карьеры, дома и деньги – всё это вещи, хотя и жизненно необходимые, но, когда они не вписаны в более широкий контекст стремления к Богу, быстро делающиеся идолами. Золотыми тельцами, с которыми мы изменяем Богу. Превращаясь из моно- в самых что ни на есть политеистов и язычников. Избежать же такого превращения очень непросто. Вот что важно понять. А будут ли понявшие носить шляпы, или просто кипы, или вообще ходить с непокрытой головой – всё это неважно.

Возможны ли такие изменения в принципе? В принципе – не просто возможны, но и неизбежны. Но сроки и формы, в которых они будут происходить, нам неизвестны.

Последние записи:
Поиск по тагам:
No tags yet.
bottom of page