Сейчас это уже редко услышишь. А подростками мы, юные сионисты Советского Союза, от этого лозунга млели. Как бы это было здорово – наш Израиль, от Нила до Ефрата! Не какая-то там полоска суши, на карте не видно, а по-настоящему великий Израиль!
А еще мне очень нравилось у Когана: "Но мы еще дойдем до Ганга, но мы еще умрем в боях, чтоб от Японии до Англии сияла Родина моя". Это, правда, про другую великую страну, не про Израиль. Но всё равно – как здорово! От Японии до Англии! И до Ганга! Это вам не любить усталые глаза!
Где мои 15 лет? Сейчас времена иные. Какой там от Нила до Ефрата? Не знаешь, что с Газой делать...
И всё-таки я хочу поговорить про великий Израиль. Потому что, сегодня, без малого пол-века спустя вижу, что наша юношеская фантазия вообще-то возможна. И даже вижу – как.
И я вам больше скажу: не просто возможен великий Израиль, но только такой и возможен: до Ефрата. И еще дальше. Как? Когда у нас с Газой не ладится. А давайте посмотрим...
Но перед "как такое возможно?" давайте поговорим, как такое не получится точно.
Не получится, если мы хотим назначить евреев высшей кастой, начальниками над арабами. Не получится, если мы говорим об еврейском государстве в смысле государства, сотворившего себе кумир из законов галахи. Так нам не то, что от Нила до Ефрата, так нам от Цфата до Эйлата продержаться будет весьма затруднительно. Так не получится. А вот по-другому может получиться.
Израиль возник как островок Западной цивилизации на Ближнем Востоке. Этакий островочек – кусок суши, со всех сторон окруженный когда-то великой, но уже почти угасшей цивилизацией исламской. Именно принадлежность к Западной цивилизации и делает Израиль сильным. Не преданность старым религиозным сказкам, а знание западных форм госстроительства, западного управления, западной науки, западной медицины, западной технологии... Конечно, важной была роль пассионарности первых сионистов, но в ней ведь тоже религиозного было не так много.
Достижения Запада, вообще говоря, привлекательны и для мусульман. Если, конечно, они не навязываются слишком бесцеремонно. Западный мир живет много лучше мира ислама, и, естественно, мир ислама не против того, чтобы жить лучше самому. Ездить а не на верблюдах, а на машинах. Пользоваться гаджетами и ватерклозетами. Ну, и так далее.
И в этом смысле Израиль должен быть мусульманам мил. Он бы и был мил, если бы не одно "но" – не наша нахрапистость и бесцеремонность. (Вы уж простите меня на прямом слове, но мы же тут одни – страница моя только для израильтян – и мы себя знаем.) Ну, и главное – если бы не наше желание поставить себя над ними: чтобы место человека в социуме определялось кровью и религией, а не талантами и уровнем личностного развития.
А так получается плохо. Они видят наши пейсы и кипы, и не понимают, чем они лучше, чем их никабы и бурнусы. Там маскарад и здесь маскарад. Там религия многовековой давности – из бабушкиных сундуков, и здесь такая же: Талмуд и Коран почти ровесники. Чем же одна лучше другой? И почему им, детям одной старой религии, нужно подчиниться детям другой старой религии? Потому что они слабее? Так это не причина подчиняться. Это причина тренироваться и становиться сильнее.
В общем, так великого Израиля не устроить. Но его можно устроить иначе. Если мы откажемся от религиозного противостояния, от акцента на нашем несходстве, от ревности Сары к Агари, и станем вместо этого подчеркивать, что мы дети одного отца – Авраама. А еще лучше – что мы дети одного Бога.
Если бы мы просто миссионерствовали – несли бы западную культуру, не обижая и не унижая тех, кого мы по сути дела благодетельствуем, отношения между нами и арабами были бы много теплее. Но – увы! – это невозможно. Этого мы не можем. До этого мы еще и сами не доросли. Да и не можем дорасти – так устроена наша религия, а религия является жизненным центром нашего народа. Просто стать атеистами нам как народу невозможно. Отдельным евреям – да, конечно. Но не народу в целом. И поэтому "просто" миссинерствовать мы не можем. Но у нас есть другой путь – подняться над своей религией и тем самым и поднять свою религию на следующую ступень.
Что это значит на практике? На практике это значит развитие религии – и их, и нашей – и появление новой "надрелигии", по отношению к которой и иудаизм, и все известные христианства, и ислам, и даже современный атеизм будут просто ступенями роста, стадиями развития.
Это не компромисс – никакого компромисса между старыми, традиционными религиями быть не может: любой компромисс между ними – предательство своей религии. И в этом смысле экуменизм, как и сама идея межрелигиозного диалога бесперспективны. Легко понимают друг друга религиозные деятели высокого уровня личностного развития – те, кто поднялся над своими единоверцами. А фундаменталисты договориться не могут. Скажем, НАСТОЯЩИЕ каббалисты и НАСТОЯЩИЕ суфии найдут общий язык моментально. Но для молоденького харедим договориться с юным салафитом невозможно. Никак. Ему и с первокурсником физфака невозможно договориться.
Великий Израиль может возникнуть только через развитие идеи Израиля, Земли Обетованной, Царства Бога на Земле. Тогда, вырастая над архаичным пониманием религии, к выросшим над своей религией нам устремятся многие народы. Мы тогда станем маяком, примером. И границы наши начнут расти сами. Уж больно привлекательно будет для соседей наше общество – общество любви, общество заботы о слабых, общество развития не только технологий – развития человека. И тут уж не то, что от Нила до Ефрата – от Миссисипи до Янцзы будут наши границы.
Можно набросать контуры этого общества, абрис его идеи. И даже помечтать о будущей религии не веры, а знания Бога. Но все такие наброски будут резко диссонировать с реальным уровнем развития израильского общества, с состоянием его, общества ума. И в этом смысле СЕГОДНЯ они будут оставаться мечтаниями. Нам нужно пройти еще долгий путь развития, чтобы ситуация изменилась.
Возможно ли такое развитие? Возможно. И даже неизбежно. Но существует серьезнейшая опасность, что до того, как мы дозреем до Великого Израиля или даже не до великого, а просто до устойчиво жизнеспособного Израиля, грабли в очередной раз напомнят нам, что значит игнорировать законы Бога. И что Законы эти отнюдь не законы галахи.