Предположим, Он пришел. Как мы узнаем, что это Он?
Вот возьмем пример с Иисусом. Естественно, евангелия не исторические источники. И, естественно, подделывались под пророчества Танаха. Но предположим, что всё в реальности было так, как описывают евангелия. Узнали бы мы в Иисусе Мессию?
Даже спрашивать смешно. А в ком бы признали? Каким должен быть человек, в котором мы признали бы Мессию?
Он должен быть размером с гору? Но такого дева едва ли сможет зачать. Такого и не-деве зачать будет затруднительно.
Или он должен щелкнуть пальцами, и евреи с арабами возлягут рядом в приятной трапезе?
А что он вообще должен сделать – Мессия? Какие его дела убедят нас в том, что вот он – Мессия? Или – какие слова?
Например, должен ли он дать нам новое понимание Торы? Или – повторить старое? В первом случае мы не согласимся. Во втором – не удивимся: много вас здесь ходит – мессий.
Мы ждем, что появится человек, который сразу устроит нам хорошую жизнь. Мы останемся такими же, только жизнь у нас будет хорошей.
Возможно ли это? Многие верят – возможно. Нет, не дети. И не простаки. Совсем не простаки. И образованные. И эрудированные. Житейски умные. Но верят. Конечно, больше просто стараются об этом не думать. Но все равно верят. И эта вера им не мешает.
Нет, конечно, понятно, что сразу, за несколько десятилетий человеческой жизни изменить жизнь человечества невозможно. Но импульс к изменению придать можно. Истории такие примеры известны, причем, не только в отношении персонажей мифических.
Но представьте себе, что появляется некто и говорит: спасение – это то-то и то-то, спасаться надо так-то и так-то: менять себя в таких и таких отношениях, в таких и таких направлениях. Неважно, какие отношения и направления он нам укажет. Что, мы его послушаемся? Бросимся меняться? Не смешите! Я уж не стану расписывать, какой прием он у нас встретит.
Только одно может заставить нас задуматься. Страшное несчастье.
Впрочем, и здесь я слишком оптимистичен. Разве не страшными были разрушения Храмов? И второго, и первого. А Холокост? Что можно представить страшнее? Не. Не задумались. Верующие не задумались. Хотя им вроде бы и положено. В смысле – за что, почему, для чего?..
Так что никакого Мессию нам ждать не надо. Не спасет нас Мессия. Да и не узнаем мы его. Каким бы он ни был, в каком бы наряде к нам ни явился.
К чему же тогда все эти пророчества? Все эти мудрешие слова мудрейших?
Не очень "к чему". Не очень к нам. К другим людям.
Человечество развивается. И некоторые из нас вносят в это движение большой вклад. Знаменитые евреи.
Развитие, естественно, и будет продолжаться. И будут появляться люди, через которых этот процесс развития будет идти. Они и есть коллективный Мессия.
Но, хотя среди них будут встречаться и евреи, в целом это совсем не еврейская история.